В американском городе Финикс, в субботу, 4 июня в возрасте 74 лет, скончался легендарный боксер Мохаммед Али. Издание Daily Mail вспоминает самые яркие вехи жизни величайшего спортсмена .
Ранние годы
Кассиус Марселлус Клей родился 17 января 1942 года в Луисвилле, штат Кентукки. Его отец, в честь которого он и был назван, работал художником вывесок и плакатов, а мать, Одесса, была домохозяйкой.
Боксерская карьера
Али стал заниматься боксом случайно. В двенадцатилетнем возрасте у него кто-то украл велосипед. Клей был очень расстроен и заявил полицейскому Джо Мартину, что изобьёт вора, на что Мартин ответил: “Прежде чем кого-то побить, нужно сначала этому научиться”. Он пригласил Кассиуса в спортзал, где тренировал молодых боксёров, многие из которых участвовали в любительских турнирах “Золотые перчатки”
Мастерство юного Кассиуса было очевидным. Он прогрессировал и добыл две победы в “Золотых перчатках” и в двух турнирах Атлетического любительского союза 1959 и 1960 годов, после чего его вызвали в сборную США на Олимпиаду в Риме, где Али выиграл “золото”.
Позже он выкинул эту медаль в озеро, после того, как его отказались накормить в одном из ресторанов Луисвилля. Тогда это было заведение, где не обслуживали “цветных”.
Расцвет таланта
Выиграв золото Игр он вернулся в Кентукки, чтобы начать профессиональную карьеру. Али выиграл свой первый бой в 1960 году против комиссара полиции из Западной Вирджинии, Танни Хансакера.
Его следующий бой против британца Генри Купера собрал внушительные 55 000 человек, поединок проходил на стадионе “Уэмбли”. В четвёртом раунде за несколько секунд до гонга Купер послал Клея в тяжёлый нокдаун. Чтобы получить больше времени на восстановление, секунданты Клея пошли на хитрость — в перерыве между раундами они порвали Клею перчатку. Так как запасных перчаток у них не было, то один из секундантов пошёл за ними в раздевалку. Таким образом Кассиус получил лишнее время на восстановление. В пятом раунде у Купера открылось сильное рассечение, и рефери остановил бой.
Доминирующая сила
После победы над Листоном в Майами в начале 1964 года, 22-летний Кассиус стал самым молодым чемпионом в супертяжелом весе. Его тренером был Анджело Данди, под руководством которого Али защитил титул девять раз в течение следующих трех лет.
Протест против войны во Вьетнаме
В 1964 году Кассиус принял ислам и изменил имя на Мохаммед Али, а спустя три года отказался принимать присягу в вооруженные силы США и ехать воевать во Вьетнам. В объяснительной записке Али отметил, что должен быть освобождён от службы в армии, поскольку является “священником исламской религии”.
За отказ воевать суд приговорил боксера к максимальному наказанию: пяти годам тюрьмы, а также штрафу в $ 10 тыс. Кроме этого замороженной оказалась и его спортивная карьера: он был лишён титула чемпиона мира, а атлетические комиссии американских штатов одна за другой лишали его лицензии для проведения боёв на своих территориях.
Вновь на волне успеха
28 июня 1971 года Верховный суд США удовлетворил апелляцию Али, единогласно оправдав его и восстановив во всех гражданских правах. В итоговом вердикте было сказано, что, учитывая религиозные убеждения Али, он имел право отказаться исполнять воинскую повинность.
А за два с половиной месяца до этого Мохаммед стал участником одного из величайших боёв в истории бокса, который получил от журналистов соответствующий резонансный слоган “Бой столетия”. В нём ещё не до конца снявший с себя ржавчину Али в упорной борьбе уступил Джо Фрэйзеру, у которого впоследствии дважды сумел взять реванш.
Грохот в джунглях
После победы над Фрейзером Али снова был готов драться за титул чемпиона мира, которым владел молодой тяжеловес Джордж Форман. На тот момент у Формана было 40 побед и 0 поражений при 37 поединках, завершённых им досрочно. Он легко нокаутировал Кена Нортона и Джо Фрейзера — боксёров, выигрывавших у Али.
Организатором боя выступил молодой промоутер Дон Кинг, для которого этот поединок стал первым в его карьере. Именно Кинг предложил провести бой в Африке, договорившись с заирским диктатором Мобуту и уговорив того выделить 12 млн долларовдолларов в призовой фонд (каждому боксёру досталось по 5 млн).
Против, казалось бы , неприступную Формана, Али избрал тактику выматывания, где 7 раундов сознательно пропускал удары от соперника, подстегивая его ругательствами и повисая на канатах. В седьмом раунде Мохаммед начал доминировать. К восьмому раунду Джордж потерял последние силы, и Али, прямо перед сигналом к окончанию раунда провёл точную атаку, отправившую Формана на настил ринга. Джордж успел встать на счёт 9, но рефери остановил бой.
После этого поединка за ним закрепилось прозвище, которым он сам себя наградил, — Величайший.
Уход и возвращение
В сентябре 1976 состоялся его третий бой против Кена Нортона, который Али выиграл единогласным решением судей.
В своём следующем поединке Али выигрывал после 12-го раунда против английского нокаутёра Эрни Шейверса, но в 14-м раунде англичанин потряс чемпиона, и, по свидетельству очевидцев, Мохаммед еле стоял на ногах, но всё же смог продержаться 15-й раунд и выиграл бой. После этого поединка врач Али — Фредди Пачеко — заключил, что его подопечный может получить невосполнимый урон для своего здоровья, если такой бой повторится.
В 1978 году Али проиграл бывшему олимпийскому чемпиону Леону Спинксу. Двое судей из трёх отдали ему победу — это была настоящая сенсация. Но через семь месяцев, в возрасте 36 лет, Али взял реванш у Спинкса, в третий раз завоевав титул чемпиона мира и повторив рекорд Джо Луиса.
Завершение карьеры
Объявив, казалось бы , об окончательном выходе на пенсию в 1979 году, Али все-таки вернулся на ринг, проведя бой в Лас-Вегасе против действующего чемпиона мира Ларри Холмса.
Бой состоялся 2 октября 1980 года, на тот момент Мохаммеду было 38 лет, у него был лишний вес, и выглядел он откровенно медленным. Чемпион уважал Али и старался не травмировать ветерана, но, тем не менее, нанёс ему многочисленные повреждения по ходу поединка. Это был первый поединок, в котором Мохаммед проиграл досрочно.
Спад
В 1984 году худшие опасения врачей подтвердились – у Али диагностировали болезнь Паркинсона, недуг, от которого особенно страдают боксеры, пропускающие много ударов в голову.
Правила жизни Мохаммеда Али
БОГ НЕ ВЗВАЛИТ ЧЕЛОВЕКУ на плечи бремя, которое этот человек не в силах снести.
МОЙ САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ БОЙ — с болезнью Паркинсона. Нет, это не больно. Это трудно объяснить. Меня точно испытывают: буду ли я молиться дальше, сохраню ли я веру? Бог подвергает испытаниям всех великих людей.
СОЛНЦЕ ВСЕГДА где-нибудь да светит.
ПОСЛЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР я вернулся обратно в Луисвилл со своей блестящей золотой медалью. Зашел в закусочную “только для белых”. Думал, поставлю их на место. Я сел за столик и хотел чего-нибудь заказать. Олимпийский чемпион, золотая медаль! А мне говорят: “Нигерам не подаем”. Я говорю: “Все в порядке, я не нищий”. Но меня все равно выгнали на улицу. Тогда я пошел на берег, на реку Огайо, и выбросил свою золотую медаль в воду.
КОГДА ТЫ ПРАВ, никто этого не запоминает. А как ошибешься — никто этого не забудет.
МОЛЧАНИЕ — золото, если не можешь придумать хороший ответ.
ЖИЗНИ У НАС НЕМНОГО, / И вся она скоро пройдет, / Но сделайте что-то для Бога, / И оно никогда не умрет.
ДОБРО? Моя мать.
КОГДА У ЧЕЛОВЕКА УМИРАЕТ МАТЬ, ему по-настоящему больно. Но со временем он и к этому привыкает. Такова жизнь!
МОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЛА: враждебность.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ СПОСОБ сделать свои сны явью — проснуться.
КОМЕДИЯ — это способ быть серьезным, притворяясь смешным. Шутить — это мой способ говорить правду. На свете нет шутки смешнее правды.
И ЧЕМПИОНУ МИРА среди тяжеловесов может быть довольно одной женщины.
СТАРЬЕ НА СВАЛКУ — не жалко.
ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОМОГАЕМ ДРУГИМ, тем больше помогаем себе.
КОГДА ДЖОРДЖ (Форман. — Esquire) вернул себе титул, это здорово задело меня за живое. Тоже захотелось вернуться. Но потом наступило утро — пора было выходить на пробежку. Я лег обратно в постель и сказал: “Ладно, все равно я самый великий”.
С КЕМ БЫ Я ХОТЕЛ ВСТРЕТИТЬСЯ? С пророком Мухаммедом.
ЕСЛИ МЕЧТАЕШЬ КЕМ-ТО СТАТЬ, им и становишься.
РАДУЙСЯ СВОИМ ДЕТЯМ, даже когда они ведут себя не так, как тебе бы хотелось.
КОГДА ЗАЖИГАЛ ФАКЕЛ В АТЛАНТЕ, я не волновался. Вот когда выступал перед правительством — тогда волновался.
МУДРОСТЬ в том, чтобы знать, когда ты не можешь быть мудрым.
ЧЕГО Я НЕ ПОНИМАЮ, так это войны.
ВСЕ ВРЕМЯ ПЕРЕЖИВАТЬ из-за прошлых ошибок — самая грубая ошибка.
Я БЫ ХОТЕЛ дожить до ста лет.
МОГУ ТОЛЬКО ПОЖЕЛАТЬ, чтобы люди любили всех так, как любят меня. Тогда мир стал бы лучше.