Минул без малого месяц с тех пор как Станислав Гончаренко возглавил львовский «Тайм». Специалист, чье имя почти четверть десятилетия ассоциировалось с киевским «Интеркасом», накануне старта 15-го чемпионата Украины по мини-футболу остался без работы. «Интеркас» – уже история, но люди его олицетворявшие востребованы на просторах постсоветского пространства. О том, что привело Гончаренко во Львов, и каким он видит свой новый клуб, мы поинтересовались у самого заслуженного тренера Украины.
– После распада «Интеркаса» вы не стали искать альтернативный источник доходов, а взяли «творческий» отпуск. Чем занимались все это время?
– За время своего отсутствия я посвятил себя семье. Я понял, что кроме работы есть еще Дом. Все 11 лет в «Интеркасе» была сплошная работа. В рамках тех отношений, в которых я жил до решения президента клуба «Интеркас» – была одна жизнь. 28 августа все перевернулось. Что касается Президента «Интеркаса» (Сергея Веселова, – прим. авт.) – человек поступил с позиции слова, хотя я считаю, что до этого не стоило доводить. Но он принял такое решение. Для меня потеря «Интеркаса» сродни потере ребенка. Знаете как в школе: с 1-го класса по 11-й – формируешь его, растишь, вкладываешь душу и все силы. Естественно возник вопрос «что делать дальше?». Нужен был творческий отпуск, хороший отдых и даже не творческий, а скорее духовный.
– Стало ли два вас приглашение в «Тайм» неожиданным?
– С нового года мне начали звонить из разных клубов, и параллельно появилось предложение «Тайма». Не буду скрывать, по началу я ответил отказом, но до определенного срока. Я считал так: «Если брать команду, то только в межсезонье». Однако, взвесив все «за» и «против», я подумал, почему бы сейчас вновь не вникнуть в соревновательный процесс. В нем можно намного лучше прочувствовать команду. Я принял решение в один день. Почему бы не взяться за дело прямо сейчас, чтобы выходя в следующий сезон, почувствовать уровень лиги, состояние нынешнего чемпионата, а также возможности и данные нынешних игроков «Тайма».
– Хорошие ли для вас условия с «Тайме»? Или ради любимого дела можно чем-то поступиться?
– Я далеко еще не «таймовский». Для меня сегодня важно взвесить возможности и задачи клуба. Меня пригласили под определенные задачи, но до этого стоит понять и разобраться, сможем ли мы что-то решать. Пройдя четыре игры, войдя в горнило первенства, я понимаю, что здесь еще непочатый край работы. Признаюсь, что мне пришлось нелегко. Бросить семью, Киев, друзей, ветеранскую команду. Это все нужно было оставить, и я пошел на это ради того, чтобы как можно раньше узнать возможности приглашающей стороны. Одним словом, ни мною, никем другим пока не принято решение, работать дальше или нет. Не исключаю, что летом мы можем расстаться. Нужны определенные условия, если мы сегодня говорим о высоких задачах. Их надо решать совсем в другой пропорции, в которой нынче их решает руководство «Тайма». Если во Львове пойдут на мои условия, причем не личные, а на условия организации, на условия профессионального отношения, на условия тренировочного процесса, только тогда мы сможем ответить на многие вопросы.
– В прессе часто упоминается понятие команда Юрия Кобзаря, команда Олега Солодовника и так далее. На самом деле, у этой фразы есть другой смысл. Насколько сегодня «Тайм» команда Станислава Гончаренко?
– Если по правде, пока не моя. На сегодняшний день по состоянию образования команды, я испытываю некоторое разочарование, но это нормальное явление. Одно дело, когда ты работал с «Интеркасом», другое, когда приехал в другой город, в другой коллектив. Если рассуждать философски, формирование коллектива – это большие сроки, это изнурительная работа, это философия подхода, способность людей воспринимать. На одной из тренировок я сказал игрокам следующее: «Меня не угнетает расставание, меня не угнетает одиночество, не угнетает погода и чужой город, меня угнетает разочарование последних результатов». У игроков «Тайма» есть огромные пробелы, и им нужна образовательная работа. По духу, по отношению к работе «Тайм» сегодня соответствует тому месту, которое он занимает в чемпионате Украины, но «Шахтер» и «Энергия» сегодня уже далеко ушли от нас. Уровень знаний о современном мини-футболе пока невысок, хотя духовная составляющая игроков «Тайма» очень высока. Люди во Львове очень добросовестные.
– Игроки «Интеркаса» всегда были востребованы. Многие – ваши воспитанники. Нет ли у вас желания воссоздать в «Тайме» новый «Интеркас», возможно вновь собрать ваших игроков вновь? Или у «Тайма» другой путь?
– На сегодня я прекрасно понимаю, что состав, с которым мне пришлось начать работу, явно не соответствует лидирующим позициям в украинском мини-футболе, тем командам, которые являются законодателями мод. Привлечь кого-то из бывших игроков почти не возможно. Кому-то из ребят я помог трудоустроиться, кто-то поехал сам, кто-то востребован как Шайтанов в «Планете-Мост». Сейчас что-то поменять сложно. Сложно найти золотую середину между тем, кого пригласить, с кем остаться, а с кем расстаться. Нельзя говорить о том, что нужно срочно кого-то звать на помощь, но инъекция, на примере кислородной подушки необходима. Мои бывшие люди, которые уже понюхали порох в других лигах на мои предложения, а может даже и на предложение того же «Шахтера» уже не согласятся. Не исключаю, что сегодня «Шахтер» не отказался бы от услуг такого игрока как Чепорнюк или Макаев. На сегодня собрать в фокусном понятии то, что олицетворял «Интеркас», пожалуй, невозможно. Поэтапно, можно одного-другого призвать и постепенно формировать философию подобную той, которая была у «Интеркаса». Сейчас я не могу точно сказать, как будет дальше. Пока я изучаю команду, изучаю ее возможности, и для этого у меня есть еще два месяца. Потом можно будет принять окончательное решение.
– Попадались на глаза высказывания болельщиков «Тайма», которые выражали опасения, что с вашим приходом в составе начнутся существенные изменения и команда перестанет быть той, которую они привыкли видеть.
– Сейчас очень важно не наломать дров. Если взяться за дело слишком рьяно, то можно еще не приобрести новое, но сломать старое. Нужно быть толерантным. Команда играет много лет и имеет свои наработки. Из этого нужно взять лучшее. Нужно довести коллектив до конца первенства, а дальше уже решать какие шаги предпринимать. В целом есть три категории восприятия прихода Гончаренко в «Тайм». Первые говорят: «хорошо, что пришел, давай поработаем и посмотрим, что же мы сможем сделать», вторая категория говорит: «хорошо, посмотрим, что он сможет сделать», и третья: «вот, пришел, сейчас палочкой взмахнет, и все поменяется». В совокупности это мешает работать. Нельзя бездумно рушить те традиции, ту систему, в которой «Тайм» работал долгие годы. Нужно набить шишки, чтобы осознать, что делается правильно, а что нет.
– Сегодня под вашим руководством два ваших ваших бывших игрока – Евгений Иваняк и Сергей Тригубец. Полгода они тренировались без вашего участия. Насколько изменилась их игра за прошедший период?
– С Тригубцем мне еще не удалось столкнуться, ему прооперирована боковая крестообразная связка. Срок восстановления от 6 до 8 месяцев, потому на его счет я ничего не могу сказать. Что касается Иваняка, как столп, как голкипер, с которого начинается игра, он не утратил своих качеств. Единственное, раньше он боролся исключительно за передовые места, а сегодня должен понять меня и помочь мне в том, чтобы вывести команду на новые уровень. Иваняк – не мое приобретение, но он мое достояние. Достоинство Евгения – это то, что он снова со мной работает, а мое достояние то, что есть такие игроки как Иваняк.
– Иваняк не первый год привлекается в сборную. Есть ли на сегодняшний день в «Тайме» игроки, которые потенциально могут претендовать на место в сборной?
– За три недели работы я уже имею право сказать, что на сегодняшний день по-настоящему достойных претендентов в состав сборной нет. Возможно, реально один и не реально тоже один. Если брать в расчет те результаты, тот уровень, который требуется от сборной, да и результаты, которые необходимо показывать для уровня первого-второго места в чемпионате – это большое расстояние. Пусть на меня ребята не обижаются. Все это я уже неделю говорю им самим. Говорю, что ни один пока не претендует на то, чтобы быть в тройке чемпионата. Я имею ввиду по уровню игроков.
– «Интеркас» всегда был кузницей кадров для сборной Украины. Как вы относитесь к практике не отпускать игроков в национальную команду?
– Это было стратегически не правильное решение руководителей «Энергии». Приоритет сборной всегда на первом месте. Работая в «Интеркасе» и находясь в «антиотношениях» с Федерацией у меня никогда не возник ни один инцидент на уровне сборной Украины. Я всегда говорил игрокам, что сборная – это высота всему, несмотря на несогласие с определенными соображениями, наслоению игр и шероховатостям календаря. И как бы мы ни относились друг к другу, как бы ни зависели друг от друга, что бы нам ни мешало на пути к достижению целей в чемпионате, прерогатива сборной всегда была на первом месте. Это многофункциональная ошибка «Энергии», другое дело, что есть иные факторы и раз уж изменились сроки, игра, наверное, должна быть смещена. Все должно было решаться коллегиально Ассоциацией, «Шахтером» и «Энергией». Однако существуют еще и законы бытия – играть нужно в любых условиях.
– АФМУ пригласило руководство клубов высшей Лиги, тренеров команд принять участие в формировании календаря и Регламента чемпионата Украины будущего года. Если не секрет, с какими предложениями выступил бы «Тайм» и вы в том числе?
– В свое время бился, и получилось так, что расстался со своей командой. Бились, бились и получили «ничего». Первоначально нужно наладить правильные взаимоотношения между Федерацией и Президентами клубов. Больше всего уничтожает, что в АМФУ не могут понять, что не мы для них, а они для нас. Когда там появятся люди, которые не существуют на этом, и не пользуются услугами президентов клубов, все изменится. На сегодняшний день, и это мое глубокое убеждение, ничего в этой стране на полигоне мини-футбола не изменится, пока руководство будет зависеть от участия наших команд в чемпионате. Получается прецедент: все, кто находится в Исполкоме, назначают себя на игры, создают Регламент, судят игры и их же обсуждают. Возвращаясь в Киев, они потом осуждают действия, в которых принимали непосредственное участие. Волей-неволей люди, которые предписывают нам правила игры, в этой же игре и участвуют, а они должны быть со стороны. Они не должны зависеть от настроения одного или другого президента клуба, они должны проводить в жизнь наши идеи, проводить свои идеи, и сотрудничать с Президентами. Это мое глубокое убеждение.
Игорь СИДОРОВ, МФК «Шахтер»