Вчера днем на велотреке в Лаошане 20-летняя уроженка Львовской области подсластила пилюлю неудачного выступления мужской сборной Украины в командной гонке преследования, завоевав бронзовую медаль в индивидуальном «персьюте» «Пей воду, Леся!» – зарычал на Калитовскую личный наставник Сергей Базин, когда представительница луганского «Спартака» общалась с корреспондентом «СЭ» в преддверии допинг-контроля. Что интересно, в личной гонке преследования в Пекине украинка не проиграла ни одного заезда, не попав в финал лишь по личному времени.
МАМА ПЛАКАЛА И МОЛИЛАСЬ
– Обидно оставаться третьей, не уступив ни в одной из микродуэлей?
– Что вы! Наоборот, для меня это большая радость. Я очень хотела приехать домой с медалью, и вот – получилось!
– Если честно, верили, что сможете дотянуться до пьедестала?
– Надеялась. На чемпионате мира была пятой, а на Кубке мира – только восьмой. Но подсознательно какая-то вера в свои силы была.
– Поддержку на родине ощущали?
– Знаю, что вся Украина болела за меня, поступало очень много эсэмэсок и звонков. Тренер мой так и сказал: «Я даже есть не буду, пока ты не проедешь».
– Был ли шанс показать один из двух лучших результатов в полуфинале, чтобы в последнем заезде биться не за бронзу, а за золото?
– В принципе, я и так проехала чуть лучше, чем обычно, но все же не настолько хорошо, чтобы догнать будущих финалисток. На данный момент они еще сильнее, но мы посмотрим на наши результаты через четыре года. Если я буду работать в правильном направлении, то, возможно, в Лондоне смогу побороться даже с Ребеккой Ромеро.
– В полуфинале с литовской гонщицей Вилией Сереикайте вы отдали сопернице разгон, а вот сегодня сразу же оторвались от австралийки Элисон Шонкс, позволив ей чуть приблизиться к себе на экваторе заезда. Это – издержки тактики?
– Нет, издержки возраста (улыбается). Так уж получилось, что пока я еще не очень умею держать скорость. Будем надеяться, что с годами придет профессионализм, и я буду более стабильной, не «подседая» в отдельных фазах заезда. Кстати, я ведь и на чемпионате Украины также еду очень неровно. А особенно в гонках со своей основной соперницей – Лизой Бочкаревой. Первый километр мы с ней всегда идем очень ровно, второй – как правило, проигрываю, и только на третьем собираюсь с духом и силами и, наконец, побеждаю. Болельщикам моим это нравится жутко: сначала они сидят в полном мандраже, зато потом впадают в экстаз. Другое дело – тренеры. Они говорят просто: «Ты нас скоро до инфаркта доведешь…» Так что для меня самое главное – удачно стартовать, настроиться и «улететь».
– Что, кстати, выкрикивают вам наставники по завершении каждого из кругов?
– Сообщают результат последнего круга, чтобы я старалась держать ровную скорость. Если я не сдаю, добавляют, что все идет нормально. Ну, а если «встаю», начинается психологическая «накачка». «Проигрываешь, разгоняйся, давай!» А сегодня перед началом заезда мой наставник Сергей Базин попросил меня проехать специально для родителей. Так что эту медаль и посвящаю именно им. Спасибо маме и папе за то, что я есть на этой Земле. И эта бронза – мой маленький им подарок – пусть гордятся дочерью.
Я ведь знаю, что сейчас происходит у нас дома: бедная мама переживает, места себе не находит, телевизор не смотрит, просто сидит на кухне – плачет и молится. Недавно звонила домой, мне там так и сказали: «Возвращайся, давай скорее, а то мать не выдержит».
ЧЕРНОЙ КОШКИ НЕ ИСПУГАЮСЬ
– Вы одна из немногих велосипедисток мира, которые совмещают выступления на треке с шоссейными гонками. Не мешает ли такой универсализм?
– Напротив, помогает, хотя усталость, конечно, накапливается. Но бросать бег за двумя зайцами, пока здоровье позволяет, не буду.
– Завтра вас ждет тонка по очкам. Не думаете ли, что после сегодняшнего успеха соперницы будут «пасти» вас особенно пристально?
– Нет, вряд ли. Там есть контингент «групповичек», это их коронный вид. Вот они и будут пытаться финишировать на бонусных кругах. Но ведь и я не сдамся без боя.
– Тактику на этот вид программы уже продумали?
– Нет. Проеду, как Бог даст. А загадывать не люблю. И не хочу.
– Чувствуете какие-то глобальные отличия Олимпийских игр от обычных соревнований?
– Все дело в настрое. Здесь тебя все накручивают: «Это Олимпиада, давай, старайся, работай». И конечно же, на наши старты приходит большее количество болельщиков, чья энергетика ощущается более остро. Тем не менее, я в течение всех этих дней старалась отгонять такие мысли и лишний раз себя не накручивать. Хотя засыпала ночью накануне заезда за третье место с большим трудом, ну а проснулась с одной-единственной мыслью – обязательно победить.
– Что помогало вам развлечься в Олимпийской деревне?
– Все подряд. Рисовала, читала какие-то книги…
– Например?
– Что-то из серии «Русский криминал». Что давали, то и читала (смеется).
– На каком велосипеде вы выиграли свою бронзовую медаль?
– Аппарат итальянской фирмы «Пинарелло». Не так давно наш главный тренер Виктор Петрович Осадчий заключил в Италии контракт с этой фирмой, и я попросила ребят купить для меня трековый велосипед. Как оказалось, на фарт.
– То есть, ездите на нем совсем недавно?
– Это был его третий старт. Впервые попробовала «Пинарелло» на чемпионате планеты, а затем выступала на нем на одном из этапов Кубка мира.
– У вас есть свои личные приметы?
– Черной кошки не испугаюсь – это точно.
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»