Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Саудовской Аравии…
В субботу Макс Ферстаппен проехал фантастический круг, позволивший завоевать поул в Джидде. Возможно, ему немного помог своевременный слипстрим от напарника Юки Цуноды, попавший в аварию Ландо Норрис и умная мысль сотрудников на пит-уолл Red Bull, решивших залить ему топлива для двух быстрых кругов в оставшиеся несколько минут после красного флага.
Вряд ли вы найдете много людей в Формуле 1 и за её пределами, которые не считают Макса лучшим в настоящее время, но Оскар Пиастри в McLaren быстро учится, и хотя у Ферстаппена на 163 старта больше, а у Норриса – на 82, австралиец выиграл уже три Гран При в этом сезоне, лидирует в чемпионате мира, и будет становиться только лучше.
Со второй позиции Пиастри стартовал лучше Ферстаппена и легко занял внутренний радиус первого поворота рядом с Максом. В этом году правила изменились, теперь гонщик, который «выигрывает» поворот, оказавшись ближе к апексу, не обязан оставлять место для того, кто находится снаружи.
Гонщик на внешнем радиусе в этой ситуации должен уступить и ехать следом. Это сделано для того, чтобы гонщик, находящийся снаружи, не мог просто отпустить тормоза или даже ускориться, проскочить поворот и заявить, что был впереди и ему не оставили места, вызвав штраф в адрес гонщика, находящегося внутри. Именно это и попытался сделать Макс в воскресенье вечером.
Никто не играет в правила так хорошо, как Макс, но на этот раз он проиграл. На инциденты можно смотреть с разных сторон, обсуждать сценарий и сомневаться в своих первых впечатлениях, но ускорение через зону вылета явно дало Максу несправедливое преимущество, позволившее сохранить лидерство.
Как и многие, я не сомневался в наказании. Стюарды назначили пятисекундный штраф, смягчив наказание с обычных 10 секунд, поскольку инцидент произошёл на стартовом круге и в плотной борьбе.
В итоге Макс проиграл гонку с отставанием 2,8 секунды. Возможно, если бы команда велела ему немедленно вернуть позицию Пиастри, он мог выиграть. С другой стороны, он ехал первым, по свободной трассе, что помогло защитить его шины, тормоза и двигатель от перегрева и обеспечило ему высокий темп на протяжении всего первого отрезка. Возможно, ради этого стоило получить пятисекундный штраф.
Если бы с внешней стороны первого поворота была стена, барьер или гравийная ловушка, Макс был бы вынужден уступить и пристроиться за McLaren Пиастри.
Макс ещё долго после финиша продолжал негодовать из-за того, что «стюарды ошиблись», и что он выиграл поворот, но его просто вытеснили. Как и Кристиан Хорнер, руководитель команды, который пришёл поддержать своего гонщика. Я понимаю, в них заложена супермотивация и бесконечная убежденность в том, что они правы, а все остальные – нет. Именно поэтому они доминировали на протяжении многих сезонов, но в этом сезоне они не прочитали все как следует и проиграли.
Позади лидеров Юки Цунода и Пьер Гасли столкнулись в пятом повороте, врезались в стену и были вынуждены сойти. Это был типичный инцидент на первом круге, но не сомневаюсь – если бы у них был ещё один шанс, они оба оставили бы друг другу больше места.
Их столкновение позволило стартовавшему десятым после аварии в квалификации Ландо Норрису отыграть пару мест. Затем началась погоня, и шины Hard, на которых он стартовал, оказались как нельзя кстати.
Норрис быстро обогнал Сайнса и настиг Хэмилтона. Льюис хорошо знал, что точка замера интервала между машинами для активации DRS находится после последнего поворота, поэтому он постоянно пропускал Ландо в этот поворот, чтобы затем пронестись мимо него на длинной прямой вдоль боксов.
В конце концов, Ландо все понял, отстал, и через три круга успешно атаковал на этой прямой, но потерял на этом время, которое мог бы отыграть. Возможно, это стоило ему подиума.
Он опередил Mercedes Кими Антонелли, а затем оказался в пределах видимости за Ferrari Шарля Леклера, который впечатляюще держался на шинах Medium до 29-го круга. Ландо по обратной стратегии перешел на Hard на 34-м круге.
Пиастри заехал на пит-лейн первым из лидеров на 19-м круге, Джордж Расселл на 20-м, а Ферстаппен на 21-м. Отбыв пятисекундный штраф, Макс вышел на чистое второе место, в четырех с небольшим секундах позади Пиастри. Они играли в кошки-мышки до клетчатого флага на 50-м круге, но всегда было ощущение, что Пиастри достаточно скорости, чтобы одолеть Ферстаппена.
На своём единственном пит-стопе Норрис заигрался с белыми линиями и зоной ограничения скорости при въезде на пит-лейн, чем привлёк внимание контроля над гонкой, но ему всё сошло с рук, и он продолжил погоню за Ferrari Леклера. В итоге Шарль принёс итальянской команде первый подиум в этом году, а Ландо отстал всего на одну секунду.
Расселл финишировал пятым на сильно изношенной резине, на семь секунд опередив своего напарника Кими Антонелли. В целом это была неудачная гонка для Mercedes, которую они назвали худшей в сезоне потому, что стартовали третьим и пятым, а финишировали пятым и шестым.
Хэмилтон финишировал в полуминуте позади своего напарника Леклера на седьмом месте, хоть и демонстрировал время от времени высокий темп. Сейчас, когда Льюис дает послегоночные интервью, за этим очень трудно наблюдать. Он недоволен своими выступлениями, озадачен и разочарован.
Карлос Сайнс провел очень хороший уик-энд для Williams, заняв восьмое место. Он даже сбросил темп, чтобы предоставить своему напарнику Алексу Элбону возможность использовать DRS при обороне от атак яркого Айзека Хаджара, который занял 10-е место и заработал последнее очко в этой гонке для Racing Bulls.
Фернандо Алонсо был очень недоволен после гонки, сказав, что это худший результат за последние 25 лет. Он финишировал 11-м после того, как Лиам Лоусон был оштрафован на 10 секунд, хотя всего два года назад испанец на Aston Martin был единственным, кто мог держать Red Bull в поле зрения. За это время в Aston Martin серьезно потеряли в относительном темпе.
McLaren лидирует в чемпионате конструкторов с преимуществом в 77 очков, а Пиастри и Норрис занимают две верхних строчки в личном зачёте. Но если они будут отбирать очки друг у друга в будущих гонках, что весьма вероятно, Ферстаппен и, в некоторой степени, Расселл будут готовы наказать их за это.
Норрису нужна победа в Майами, чтобы восстановить свои позиции, но его соперники становятся всё лучше и быстрее.