Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Италии…
На квалификации в Монце мы увидели самую высокую среднюю скорость на быстром круге в Формуле 1, а в гонке всего второй раз за 54 года стали свидетелями нового абсолютного рекорда скорости.
Конечно, скорость гонки зависит от отсутствия автомобилей безопасности, красных флагов и состояния трассы. За эти десятилетия в Монце появились шиканы, снизившие максимальную скорость для безопасности болельщиков, работников трассы и гонщиков. По той же причине за эти годы моторы периодически снижали мощность, а у машин ухудшалось сцепление с трассой, но неустанный технический прогресс привёл к тому, что Формула 1 стала быстрее, чем когда-либо.
Монца также напомнила нам, что великолепное зрелище на трассе — это не обязательно время на круге. Не всё зависит от скорости, и мы не раз это скажем в 2026-м. Наблюдая за местными гонками порой можно уснуть не от того, что скорость машин в разы ниже, чем в Формуле 1. И напротив, соревнования MotoGP вызывают огромный интерес, хотя мотоциклы уступают Формуле 1 почти полминуты на круге.
Макс Ферстаппен выиграл квалификацию в Монце, проехав ещё один великолепный круг, но это был не просто один из его выдающихся кругов в нужный момент — он и его Red Bull были действительно очень быстры как на одном круге, так и на длинной дистанции. И это потрясающий поворот по сравнению с тем, что было год назад.
Гонщики McLaren Ландо Норрис и Оскар Пиастри стартовали вторым и третьим. В этот уик-энд Норрис, неделю назад переживший огромное разочарование после поломки в Зандфорте, был немного быстрее своего напарника и единственного соперника по борьбе за титул.
Мы должны запомнить и отметить этот момент в истории Формулы 1, когда двадцать машин на трассе настолько профессиональны и конкурентоспособны, что с долей везения или при умной стратегии любая может удивить и показать отличные результаты.
Льюис Хэмилтон потерял пять мест на старте за превышение скорости в Зандворте, что, честно говоря, было заслуженно. Он стартовал 10-м, но, как и в Сильверстоуне и других гонках, смог прорвался через пелотон – мы вновь увидели прежнего Льюиса.
Есть ощущение, что на этот раз ему было комфортнее в машине. Похоже, он изменил свой подход, решив извлечь максимум из того, что есть, а не расстраиваться, что машина не позволяет побеждать. Вероятно, он также смирился с тем, насколько быстр Шарль Леклер. Приятно видеть, что Льюис выглядит счастливее.
Одни команды поняли, что их машины хорошо работают при низком уровне прижимной силы, другие не смогли найти настройки и откатились назад, как Alpine. Машина McLaren менее доминирует на трассах, где нужен низкий уровень прижимной силы, что мы увидим и в Лас-Вегасе. Их явное преимущество в затяжных быстрых поворотах и в контроле износа шин просто не имело значения на трассе с высокой максимальной скоростью и низким износом шин.
Это мы увидели и в гонке, когда Ферстаппен с легкостью ушел в отрыв.
Первые круги были зрелищными. Вылетев с трассы и оказавшись на траве на подходе к первому повороту, Норрис не сбавил скорость и занял внутренний радиус. Макс был вынужден выехать на резервную дорожку, срезал апекс второго поворота, и вышел в лидеры. Команда вполне справедливо попросила его вернуть позицию Норрису, что подчеркнуло их уверенность в скорости машины в тот день.
Пиастри немного отстал в этой схватке, и Леклер его обогнал, но Оскар впечатляюще отыгрался по внешнему радиусу в первом Lesmo. Леклер снова атаковал – они ожесточенно боролись, при этом переднее крыло и подвеска лидера чемпионата часто подвергались серьезной опасности, но их умение контролировать ситуацию и действовать с ювелирной точностью достойно восхищения.
В итоге гонка превратилась в борьбу трёх гонщиков, причем в McLaren едва удерживали Макса в поле зрения. Чтобы не упустить его окончательно, нужно было рискнуть. Ферстаппен сменил шины на 37-м круге, получив новый комплект Hard, а в McLaren отложили пит-стоп аж до 45-го круга, когда Пиастри первым заехал в боксы, где механики справились за невероятные 1,9 секунды, чтобы получить прикатанные шины Soft и защититься от догоняющего Леклера, перешедшего на новый Hard ещё на 33-м круге.
В обычной ситуации Норрис мог ехать в боксы первым, поскольку на трассе он опережал напарника, но в данной ситуации у него был запас и защита команды от Пиастри. Он заехал в боксы кругом позже, на 46-м, но возникла проблема с гайковёртом переднего левого колеса, он простоял 5,9 секунды, и вернулся на трассу позади Пиастри.
У McLaren возникла проблема: команда поменяла местами пит-стопы и навредила Норрису, который не был виноват ни в чем, кроме того, что подчинился просьбе команды. Этот пит-стоп за 1,9 секунды должен был быть его.
Они попросили Пиастри поменяться местами. Оскар, что неудивительно, не хотел этого делать, поскольку это означало потерю очков в борьбе за титул с Норрисом, но подчинился, и я считаю, что это было правильным решением для всех, как и в прошлом году в Венгрии, когда произошло обратное.
Если бы, например, Норрис сам задержался на пит-стопе, или просто пит-стоп был медленным, никто бы никого не пропустил. Но в этой ситуации было больше аспектов, включая предварительные обсуждения и договоренности.
Сплоченность этой команды усиливает её доминирование в этом сезоне, и оба гонщика достаточно умны, чтобы понимать, как это важно сейчас и в будущем. Не судите их за то, что они играют в командную игру. Другие команды готовы на всё, чтобы иметь двух великолепных гонщиков, работающих в тандеме на благо команды, как в этом случае, и в то же время атакующих на пределе возможностей своих машин и делающих всё возможное, чтобы победить друг друга.
По ходу гонки произошло множество столкновений, в том числе между Оливером Берманом и Карлосом Сайнсом. Берман получил два штрафных балла – у него осталось ещё два до дисквалификации, но я считаю, что в Монце с ним поступили несправедливо. Сайнс вышел на внешний радиус во второй шикане и оказался частично впереди, но Берман внутри поворота не мог просто исчезнуть, и они столкнулись.
Сайнс впоследствии описал это как типичный гоночный инцидент в Монце, я тоже так считаю, но Берман получил 10-секундный штраф и два штрафных балла. В прошлый раз гонщиком, пропускавшим гонку из-за перебора штрафных баллов, был Кевин Магнуссен, и тогда его заменил как раз Берман.
Но для некоторых гонщиков есть гораздо более важный момент, поскольку не так важно, по чьей вине произошёл инцидент, он приводит к потере очков, как произошло в Монце с этими двумя. Это же произошло неделей ранее в Зандфорте, когда ни Сайнс, ни Лиам Лоусон не уступили в первом повороте, и это дорого им обошлось. Это как попасть в аварию на дороге, которой можно было бы избежать, но ты не сделал этого, потому что был «прав», а теперь лежишь в больнице, а машина разбита.
Если вам нужны примеры того, как следует поступать, посмотрите на Норриса и Ферстаппена в первом повороте в Зандфорте или на Пиастри и Леклера в Монце.
Еще несколько выдающихся результатов показали Алекс Элбон на Williams, занявший седьмое место, Габриэль Бортолето на Sauber, занявший восьмое место, и Айзек Хаджар из Racing Bull, финишировавший десятым после старта с пит-лейн.
Макс выиграл с преимуществом в двадцать секунд у McLaren, хотя четыре из этих секунд были отыграны на пит-стопе, это все равно почти минута чистого преимущества Red Bull по сравнению с прошлым годом. Впечатляет!