Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1, а ныне популярный комментатор телеканала Sky Sports, прокомментировал основные итоги весьма драматичного уик-энда в Остине, после которого борьба за чемпионский титул заметно обострилась.
Макс Ферстаппен и команда Red Bull Racing продемонстрировали в Остине блестящую форму, доминировали в квалификациях и относительно спокойно выиграли обе гонки – и субботний спринт, и воскресный Гран При США.
Похоже, что когда в программу уик-энда входит спринт, это вполне подходит Максу, который демонстрирует и талант, и уверенность в своих силах, при том что тренировка только одна, после чего сразу начинается ожесточённое соперничество в квалификации к спринту, затем в субботу это продолжается собственно в спринте и основной квалификации, а затем в воскресенье в гонке.
Итоги этих трёх дней во многих отношениях имеют суммарный эффект. Это можно сравнить с ситуацией в велогонках: если кто-то отстанет от пелотона, то догнать будет очень тяжело.
Любые проблемы или инциденты на единственной тренировке ограничивают ваше время, необходимое для оптимальной настройки машины, и это может сказаться на уверенности гонщика, тем более что состояние покрытия трассы постоянно меняется. Скорее всего следствием этого станут неважные результаты в квалификации к спринту, и в субботу гонщик стартует не с самой лучшей позиции, к тому же дистанция первой гонки короче, а вероятность инцидентов выше.
Можно сказать, что субботний спринт в Остине был больше похож на гонку на выживание.
Информация о деградации резины, о балансе шасси, износе контрольной планки под днищем машины, расходе топлива и правильная настройка подвески – всё это критически важные аспекты, с которыми надо разобраться в ходе подготовки к дню гонки.
McLaren подвело именно это, хотя ожидалось, что в Остине они должны выступить лучше. Но в первые же секунды после старта спринта машину Оскара Пиастри задели, два её колеса оторвались от трассы, после чего она ударила MCL39 Ландо Норриса, и оба гонщика McLaren практически сразу сошли.
Британская команда в этот день не заработала очков, не получила никакой информации, столь важной для подготовки к воскресному Гран При, а ещё пришлось поторапливаться с ремонтом обеих повреждённых машин, чтобы успеть их восстановить к основной квалификации.
Это означало, что McLaren, уже завоевав Кубок конструкторов, в дни американского уик-энда оказалась в весьма неблагоприятном положении, и ей пришлось избрать несколько консервативный подход к выбору настроек для воскресенья. Прежде всего это касалось высоты дорожного просвета, а это крайне важный параметр для машин, в которых используется граунд-эффект.
Авария Пиастри в 1-м повороте стала следствием неудачного стечения обстоятельств, но мне представляется, что именно на австралийца нужно возлагать основную ответственность за случившееся.
К этому повороту ведёт крутой подъём, трасса поднимается на 40 метров, и вход в поворот очень широкий, однако уже в районе апекса его ширина явно меньше, после чего на выходе трасса вновь становится несколько шире, хотя порой машинам приходится выезжать за её пределы на довольно неровную обочину.
Зона первого поворота буквально провоцирует контакты между машинами, и, конечно, их вероятность выше всего именно на старте, когда машины несутся плотной группой.
Точка торможения перед поворотом находится в 215 метрах от поула, но, разумеется, тем, кто стартует с более далёких позиций, нужно тормозить раньше. Когда эти машины трогаются с места, гонщики задействуют всю мощь 1000-сильных моторов, чему способствует предстартовый прогрев ведущих колёс при помощи термочехлов, однако передние шины и тормоза после формационного круга сохраняют лишь остаточное тепло.
Соответственно, сбрасывать скорость на тяжёлых машинах с баками, полными топлива, трудно, а они в 1-м повороте все сразу устремляются в сторону одного и того же поребрика, расположенного в районе апекса.
Именно в 1-м повороте самые высокие шансы отыграть какие-то позиции, что может предрешить исход гонки, но и вероятность многочисленных контактов тоже самая высокая.
Макс Ферстаппен стартовал в спринте идеально; Ландо Норрис, поравнявшийся с ним, ехал по более грязной стороне трассы и тронулся с места чуть хуже, но всё-таки смог несколько отпустить педаль тормоза и первым войти в поворот. В том числе раньше Пиастри, который стартовал быстрее напарника.
Оскар намеревался максимально воспользоваться тем, что Норрис более круто заходил в поворот, а это означало, что выйти из него Ландо должен был по более широкой траектории. Пиастри замедлился, а затем очень резко повернул влево, чтобы проскочить за машиной своего соперника по чемпионской гонке.
Машины сейчас широкие и длинные, колёса на них огромные, а обзорность из кокпита довольно неважная. Пиастри действовал хрестоматийно, но это если бы речь шла о борьбе за позиции в 1-м повороте в обычных обстоятельствах, но не на старте, когда сразу несколько гонщиков стремятся занять пространство за счёт более позднего торможения. Машины ведь не могут замедлиться ещё больше или быстро сменить направление движения.
Пиастри полностью сосредоточился на напарнике, а остальные просто в него врезались. Обиднее всего для McLaren и Норриса было то, что когда машина Пиастри встала на два колеса, она зацепила заднее левое колесо MCL39 Ландо, оторвав его. У Оскара тоже была сломана передняя подвеска, и для обоих гонщиков McLaren это был наихудший сценарий, потому что Ферстаппен спокойно уехал вперёд.
Как ни странно, но по ходу всего уик-энда лишь один раз кто-то пытался бросить вызов Максу – это произошло именно по ходу спринта, когда его атаковал Джордж Расселл, гонщик Mercedes.
Складывалось впечатление, что RB21 Макса немного не хватало сцепления задних колёс, а у Джорджа, удачно избежавшего хаоса в 1-м повороте, был воинственный настрой, причём настолько воинственный, что он атаковал Ферстаппена по внутренней траектории на входе в 12-й поворот.
Макс прекрасно отбился: он предвидел такое развитие событий и спокойно сохранил лидерство. Больше никто ему не угрожал весь уик-энд, поэтому он заработал все 33 очка, которые можно было заработать в Остине. Тот эпизод в 1-м повороте на старте спринта стал очень важным моментом, который повлияет на ситуацию в чемпионате мира.
У Ferrari по ходу гонки машина работала явно лучше, чем в квалификации, поэтому Шарлю Леклеру и Льюису Хэмилтону было уже комфортнее за рулём, и оба показывали неплохой темп.
Пиастри, лидер чемпионата, выступил в этот уик-энд относительно бледно – по его меркам. В субботней квалификации его машине не хватало скорости, и он показал только 6-е время. В воскресенье он нормально преодолел 1-й поворот, однако дальше этого дело не пошло: Ferrari он догнать не смог, хотя вплотную приблизился к Хэмилтону, на машине которого под финиш было проколото колесо.
Однако австралийцу удалось удержаться впереди Mercedes Расселла, хотя он увидел клетчатый флаг почти на полминуты позже лидера. Таковы особенности характера современных машин Формулы 1: достаточно в день гонки измениться направлению ветра и температуре, плюс на машине полный бак бензина и скорректированный дорожный просвет – и картина может стать совсем иной. Если в субботу Джордж активно атаковал Макса, то в воскресенье его конкурентоспособность резко снизилась.
Самым ярким событием гонки, доставшим всем удовольствие, была дуэль Леклера и Норриса.
В Ferrari решили поставить на машину Леклера слегка прикатанные мягкие шины, тогда как остальные машины, стартовавшие с первых 15 позиций, были на резине Medium.
В 1-м повороте Шарль по внешней траектории объехал Норриса, действовавшего более осторожно, и даже пытался отобрать лидерство у Ферстаппена, но тот отбился. После чего началась затяжная схватка с Норрисом – правда, остаётся сожалеть, что из-за этого Ландо не смог побороться с Максом за победу в гонке.
Зато мы насладились ярким поединком Норриса и Леклера, которые сражались жёстко, но корректно. Гонщик McLaren, ехавший на резине Medium, был на альтернативной тактике, поэтому опережать Ferrari Шарля ему пришлось дважды.
Леклер свернул на пит-лейн на 22-м круге и получил свежий комплект резины на второй отрезок гонки, тогда как McLaren пришлось ждать 32-го круга, чтобы поставить на машину Ландо прикатанный комплект мягких шин, после чего он вновь оказался позади монегаска. И на последних кругах гонки между произошёл ещё один ожесточённый поединок, и в итоге Норрис финишировал вторым.
Оливер Берман заработал для Haas очки в обеих гонках уик-энда, а Франко Колапинто обогнал Пьера Гасли, своего напарника по Alpine, вопреки инструкциям команды. Дуэль была довольно отчаянной, хотя борьба шла только за 17-ю позицию.
На оставшихся пяти этапах можно заработать максимум 141 очко, но за последние пять гонок Ферстаппен сократил отставание от Пиастри на 60 очков и теперь отстаёт от него всего на 40.
Если он продолжит в том же ключе, то вновь станет чемпионом, однако некоторые из трасс на завершающей стадии сезона должны больше подойти McLaren, и эта команда вполне может вернуться на прежний уровень конкурентоспособности. Впрочем, нет сомнений, что в целом Red Bull RB21 более сбалансированная машина, у которой нет слабых мест, а Макс сейчас на пике формы.
По его словам, он намеревается идеально выступать на всех оставшихся этапах и постарается в споре за титул одолеть Пиастри и Норриса. Козырь McLaren в том, что оба гонщика команды противостоят одному Ферстаппену, однако им нужно в каждый уик-энд, вплоть до финала в Абу-Даби, действовать с максимальной эффективностью.