БУБКА: «МОК нікого не дискваліфікує»

Серебряного призера соревнований в легкоатлетическом семиборье Людмилу Блонскую могут лишить награды, если подтвердится информация о том, что взятая у нее допинг-проба дала положительный результат на анаболические стероиды. В таком случае украинской спортсменке (уже пробившейся, кстати, в финальный турнир соревнований по прыжкам в длину), придется досрочно покинуть Олимпиаду. Автоматически американка Хилеас Фаунтейн обретет шанс «переплавить» свою бронзу в серебро, а бронзовым медалистом Игр станет россиянка Татьяна Чернова. Пока речь идет о пробе «А». Но если и проба «В», которую должны протестировать, предположительно, сегодня, окажется положительной, то Блонской не позавидуешь. Ситуация для 30-летней спортсменки усугубляется тем, что это не первый допинговый инцидент в ее спортивной биографии. В 2003 году Блонскую уже уличали в использовании запрещенных препаратов. Тогда ее отлучили от спорта на два года, и украинка была вынуждена пропустить Олимпиаду в Афинах. Повторное нарушение, если оно подтвердится, угрожает спортсменке пожизненной дисквалификацией.

– До официального заявления исполкома МОК – никаких комментариев, – сказал корреспонденту «СЭ» президент НОК Украины Сергей Бубка. – Ни здравый смысл, ни этика не позволяют этого делать вплоть до вынесения вердикта исполкомом Международного олимпийского комитета. До этого момента любая информация, связанная с допинговыми делами, носит закрытый характер.

– Тогда я задам вопрос не президенту НОК Украины, а члену дисциплинарной комиссии МОК, в которой вы работаете вот уже на третьих Играх подряд. Каковы регламент и процедура рассмотрения дел, связанных с допингом?
– Если проба «А» дает положительный результат, об этом немедленно ставится в известность МОК, который, если сочтет нужным, потребует вскрытия и анализа пробы «В». Представитель НОК страны, чей спортсмен попал под подозрение, имеет право присутствовать при этой процедуре. Если проба окажется положительной, назначается заседание дисциплинарной комиссии, куда вправе прийти сам спортсмен, его тренер, врач, юрист, ну, а шеф миссии НОК этой страны на Олимпиаде должен присутствовать в обязательном порядке. Выступить перед комиссией, объяснить, что, как и почему, может каждый из приглашенных. Таким образом, обеспечивается право спортсмена на защиту.

– Кроме членов дисциплинарной комиссии, кто еще присутствует на заседании со стороны МОК?
– Руководитель медицинской комиссии, директор юридического департамента, секретарь, протоколирующий каждое слово. Кроме них – наблюдатель от Всемирного антидопингового агентства и представитель заинтересованной международной спортивной федерации, который вправе привести с собой юридического и медицинского советников.

– Как я понимаю, это похоже на судебное разбирательство, раз налицо две стороны: обвинения и защиты?
– Ничего подобного. Мы не выступаем в роли обвинителей, а просто стремимся во всем детально разобраться, получить как можно более объективную картину. Для спортсмена и его окружения заказываем переводчика-синхрониста, чтобы соблюсти абсолютную точность и полную легитимность разговора. Если быть до конца откровенным, то, как правило, наши симпатии – на стороне спортсмена. Самое страшное – если человек пострадает зря, вдруг окажется без вины виноватым.

-А если кто-то из членов дисциплинарной комиссии и вызнанный «на ковер» спортсмен представляют одну страну – как тогда?
-Такая ситуация на языке юристов квалифицируется как «конфликт интересов». никакой проблемы тут нет. Место «заинтересованного» члена комиссии занимает представитель другой, нейтральной в данной ситуации страны.

– Комиссия свою миссию выполнила. Что дальше?
– Дальше – наш доклад о результатах расследования на исполкоме МОК в присутствии независимого наблюдателя от ВАДА. И только после этого решение о лишении спортсмена медали, если она уже завоевана, или просто диплома участника Олимпиады официально сообщается прессе. И никак ни раньше.

– Дисквалификация атлета наступает автоматически?
– Нет. МОК никого не дисквалифицирует, как почему-то иногда ошибочно думают. Все «допинговые дела» МОК передает в международные федерации, которые и отлучают атлетов от спорта на сроки, прописанные в их регламентах.
 
Юрий ЮРИС, газета «СЭ в Украине»